Шанти

Шанти ("chanty" (or shanty) от фр. chanter — «петь») – песни моряков, распространившиеся по всему водному простору. В основном это были переделанные народные песни (“Maid of Amsterdam”) и даже военные (“John Brown’s Body”), танцы (“Spanish Ladies”), песни рабочих (“Fire Maringo”) и тд.

Шанти имели большее значение на корабле для синхронизации матросов во время тяжелой работы, поэтому смысловая нагрузка и музыкальная форма были не слишком сложные. Обычно шантимен заводил мотив и пел куплет, а команда подключалась на припеве, который звучал в ритм работы. На строку припева обычно приходился рывок или толчок. Второстепенное значение было использование песен для расслабления и развлечения, а так же выражение своего отношения к ситуации или действиям капитана в частности (“Blow, Bullies, Blow”).

Шантимен – человек, весьма ценимый в обществе, это был сильный и опытный моряк, лидер полубака. Ему не платили за его работу, но очень уважали. В старой пословице говорится, что одна песня стоит 10 человек. На кораблях так и было, работа спорилась намного быстрее, песня вселяла в команду вдохновение, дух и стремление. Солистом мог быть и начальник вахты, если он музыкален и имел хороший голос. Но если же молодой или слабый моряк начинал песню, чаще всего остальная команда отказывалась ее подхватить, пока авторитетный голос не заставлял выскочку замолчать.

В зависимости от исполняемой работы песни соответственно делятся на:

- шанти длинного рывка (“long-drag shanties” или long-haul shanties, также “halyard” — поднимать паруса, фаловые шанти): поются, когда работа длится долгое время, например, по спуску или подъему парусов. Этот тип встречался раньше чаще всего, потому что работа, под которую они подходили, случалась весьма часто. Паруса, висящие на деревянных поперечных перекладинах (реях) назывались yard. Состоящие из дерева и ткани, паруса могли весить от 1000 до 2500 фунтов. Чтобы корабль мог выйти в море, кому-то из экипажа необходимо было взобраться по такелажу наверх и освободить паруса. На палубе команда держала веревку, называющуюся фал (снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов). Во время куплета команда отдыхала, а во время припева начинала тянуть — от одного до трёх рывков на припев, в зависимости от веса паруса. Обычно имеют удвоение припева, типа — “Way, hey, Blow the man down!”: “Hanging Johnny”, “Blow the Man Down”, “Whiskey Johnny”, “Bully in the Alley”

- брашпильные и помповые: брашпиль[2] тоже применяется для подъема якоря. Моряки должны были качать рукоятки брашпиля вниз и вверх, заставляя тем самым барабан брашпиля вращаться и наматывать якорную цепь. Помпы[3] применялись в самой нижней части корабля - трюме, чтобы откачивать оттуда воду. Деревянные корабли текли, но воду можно было успеть откачать. Существовало несколько типов помп, благодаря чему существуют шанти различного ритма. При пении помповых шанти используются слова из халлиард шанти, и также присутствует разделение на соло и хор: “Leave her, Johnny, leave her”, “Barnacle Bill the Sailor”, “Lowlands”, "The Golden Vanitee", "Fire Down Below," "South Australia".

- шанти короткого рывка (short-drag shanties, также “short-haul” или “sheet”): поются, когда работа займет мало времени, но потребует большого приложения силы. Они звучали при исполнении таких заданий, как подборка парусов или установка топа мачты. Обычно имеют одно сильное ударение в конце каждого припева, типа — “Way, haul away, haul away Joe!”: “Boney”, “Haul on the Bowline”, “Paddy Doyle”.

- кэпстэн шанти (сapstan shanties - от названия кабестана[1]): поются при поднятии якоря с использованием кабестана (механизм для передвижения груза), когда якорная цепь или веревка наматываются на барабан кабестана. Обычно песня начинается с сольной строчки и продолжается коротким припевом, который команда подхватывает еще до того, как закончил шантимен, на последних словах куплета начинается повторение соло и снова вступает команда с более длинный припевом. Обычно эти песни более спокойны, чем другие типы шанти, так как тут не требуется всплесков напряжения, а необходимо только равномерное приложение силы. Они имеют ровный четкий ритм и повествовательный текст, потому что поднятие якоря могло длиться довольно долго (иногда несколько часов). Ударения на слова совпадали с шагами по палубе: “Santianna”, “Paddy Lay Back”, “Rio Grande” “The Maid of Amsterdam”, “Can't You Dance the Polka?”, “Lowlands”, “Randy Dandy O!”, “Sebastopol”.


1. Вращение кабестана


2. Зеленым выделены брашпили на уменьшенной модели корабля


3. Матросы с помощью помпы откачивают воду

- Stamp-'n'-Go shanties: использовались только на кораблях с большой командой, где, чтобы протащить линь (тонкий корабельный трос), использовалось большое количество людей. Матросы тащили канат, маршируя; кроме того, канаты тащились не только по прямой, но и «завязывая» петлю — когда одна группа матросов сворачивает и протаскивает конец каната под его серединой. У таких шанти тоже длинные припевы, подобно «кабестановым»: “Drunken Sailor”, “Roll the Old Chariot”.

- Fo’c’s’le (Forecastle songs, (Fo’castle Shanty, Forebitters — от «носа» корабля, «церемониальные шанти» или «баковые песни»): песни, которые использовались не при работе, а для развлечения, когда матросы в хорошую погоду собирались на носу, около бака. В них обычно рассказывалось об известных битвах, любви или тоске по дому. Церемониальные песни пелись на праздниках, например, при пересечении экватора: “Spanish Ladies”, “Rolling Down to Old Maui”, “Captain Kidd”, “All For Me Grog”.

- Menhaden shanties (от “menhaden” — сельдь): рабочие песни, которые использовались на рыболовецких лодках: “The Johnson Girls”, “Won’t You Help Me to Raise 'Em Boys”, “Herring the king”.

- Whaling shanties (whaling - китобойный промысел): песни, которые использовались на китобойных суднах. Путешествия китобойцев, как правило, длились от двух до трех лет, а жизнь моряка была заполнена неослабевающей, опасной работой и вездесущего зловония китового жира. Китобой рисковал получить увечья или умереть, когда отправлялся в погоню на маленьких лодках, которые часто переворачивались или даже разбивались от удара хвостом кита в бою. Песни помогали дать этим людям волю, чтобы мириться со своими ужасными обстоятельствами: “A Fitting Out”, “Greenland Whale”, “Our old friend coffin”.

Можно выделить еще несколько видов, но в целом они будут, так или иначе, повторять наведенные выше. Некоторые песни же были совсем узкоспециальными. К примеру "Poor Old Man" ( она же "Poor Old Horse" или "The Dead Horse") пелась лишь тогда, когда моряки отрабатывали свой аванс (the “horse”), т.е. через месяц или около того пребывания в рейсе.

Кстати, “Пятнадцать человек на сундук мертвеца” (“Остров Сокровищ”) - вымышленная песня-шанти.

Морские шанти - утерянное искусство в нашем мире, так как на смену дереву и парусам пришел железный корабль, жестяная банка, которую мы сейчас считаем романтической. Больше не требуется ловить ветер, тянуть линь, вручную выбирать якорь, все сделает автоматика без души. Корабли же ходят на небольшие расстояния, и плаванье занимает не так много времени, команда не остается оторванной от своих соотечественников на долгие месяцы.

Сейчас шанти можно услышать разве что на концертах парочки современных групп, исполняющих ирландщину или другие народные песни. Но… «Это песни, которые должны петься в определенных условиях, и там, где таких условий нет, они кажутся не к месту. В море, когда их поют во время тихой полувахты или когда тянут канат, это самые прекрасные в мире песни. Их нельзя оторвать от той жизни, никто не может выбросить ни слова из них, не вспомнив о временах, которые ушли или о товарищах, которые давно умерли, и о старых прекрасных кораблях, когда-то таких величественных, которые теперь не более чем старое железо» (Дж. Мэйзфилд “Песни моря”).

Небольшая подборка шанти для настроения:
"Spanish ladies", английская морская шанти 1796 года о путешествии из Испании в Даунс
"Leave her, Johnny"
"Maid of Amsterdam"
"Randy Dandy O"
"All for me grog"
"Fire Maringo", "Hanging Johnny", "Bring 'em Down", "Haul On The Bowline"

Автор статьи: Вероника