Шанти
Шанти ("chanty" (or shanty) от фр. chanter — «петь») – песни моряков, распространившиеся по всему водному простору. В основном это были переделанные народные песни (“Maid of Amsterdam”) и даже военные (“John Brown’s Body”), танцы (“Spanish Ladies”), песни рабочих (“Fire Maringo”) и тд.
Шанти имели большее значение на корабле для синхронизации матросов во время тяжелой работы, поэтому смысловая нагрузка и музыкальная форма были не слишком сложные. Обычно шантимен заводил мотив и пел куплет, а команда подключалась на припеве, который звучал в ритм работы. На строку припева обычно приходился рывок или толчок. Второстепенное значение было использование песен для расслабления и развлечения, а так же выражение своего отношения к ситуации или действиям капитана в частности (“Blow, Bullies, Blow”).
Шантимен – человек, весьма ценимый в обществе, это был сильный и опытный моряк, лидер полубака. Ему не платили за его работу, но очень уважали. В старой пословице говорится, что одна песня стоит 10 человек. На кораблях так и было, работа спорилась намного быстрее, песня вселяла в команду вдохновение, дух и стремление. Солистом мог быть и начальник вахты, если он музыкален и имел хороший голос. Но если же молодой или слабый моряк начинал песню, чаще всего остальная команда отказывалась ее подхватить, пока авторитетный голос не заставлял выскочку замолчать.
В зависимости от исполняемой работы песни соответственно делятся на:
- шанти длинного рывка (“long-drag shanties” или long-haul shanties, также “halyard” — поднимать паруса, фаловые шанти): поются, когда работа длится долгое время, например, по спуску или подъему парусов. Этот тип встречался раньше чаще всего, потому что работа, под которую они подходили, случалась весьма часто. Паруса, висящие на деревянных поперечных перекладинах (реях) назывались yard. Состоящие из дерева и ткани, паруса могли весить от 1000 до 2500 фунтов. Чтобы корабль мог выйти в море, кому-то из экипажа необходимо было взобраться по такелажу наверх и освободить паруса. На палубе команда держала веревку, называющуюся фал (снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов). Во время куплета команда отдыхала, а во время припева начинала тянуть — от одного до трёх рывков на припев, в зависимости от веса паруса. Обычно имеют удвоение припева, типа — “Way, hey, Blow the man down!”: “Hanging Johnny”, “Blow the Man Down”, “Whiskey Johnny”, “Bully in the Alley”
- брашпильные и помповые: брашпиль[2] тоже применяется для подъема якоря. Моряки должны были качать рукоятки брашпиля вниз и вверх, заставляя тем самым барабан брашпиля вращаться и наматывать якорную цепь. Помпы[3] применялись в самой нижней части корабля - трюме, чтобы откачивать оттуда воду. Деревянные корабли текли, но воду можно было успеть откачать. Существовало несколько типов помп, благодаря чему существуют шанти различного ритма. При пении помповых шанти используются слова из халлиард шанти, и также присутствует разделение на соло и хор: “Leave her, Johnny, leave her”, “Barnacle Bill the Sailor”, “Lowlands”, "The Golden Vanitee", "Fire Down Below," "South Australia".
- шанти короткого рывка (short-drag shanties, также “short-haul” или “sheet”): поются, когда работа займет мало времени, но потребует большого приложения силы. Они звучали при исполнении таких заданий, как подборка парусов или установка топа мачты. Обычно имеют одно сильное ударение в конце каждого припева, типа — “Way, haul away, haul away Joe!”: “Boney”, “Haul on the Bowline”, “Paddy Doyle”.
- кэпстэн шанти (сapstan shanties - от названия кабестана[1]): поются при поднятии якоря с использованием кабестана (механизм для передвижения груза), когда якорная цепь или веревка наматываются на барабан кабестана. Обычно песня начинается с сольной строчки и продолжается коротким припевом, который команда подхватывает еще до того, как закончил шантимен, на последних словах куплета начинается повторение соло и снова вступает команда с более длинный припевом. Обычно эти песни более спокойны, чем другие типы шанти, так как тут не требуется всплесков напряжения, а необходимо только равномерное приложение силы. Они имеют ровный четкий ритм и повествовательный текст, потому что поднятие якоря могло длиться довольно долго (иногда несколько часов). Ударения на слова совпадали с шагами по палубе: “Santianna”, “Paddy Lay Back”, “Rio Grande” “The Maid of Amsterdam”, “Can't You Dance the Polka?”, “Lowlands”, “Randy Dandy O!”, “Sebastopol”.